• Логин:
  • Пароль:

Липецкий монитор » Дети » Особенности психологии трехлетнего ребенка

Особенности психологии трехлетнего ребенка


Особенности психологии трехлетнего ребенкаСпециалисты утверждают, что ребенок трех лет имеет ряд возрастных и психологических особенностей. Именно с этого возраста он начинает считать себя более самостоятельным. Но молодые родители не всегда бывают готовы к подобным изменениям, а ведь учитывать особенности психологии трехлетнего ребенка просто необходимо. Для этого их нужно, прежде всего, изучить.
Что происходит с ребенком.
Казалось бы, совсем недавно малыш был таким послушным, легко предсказуемым, а потом вдруг стал вредным, упрямым и совершенно неуправляемым! Заметно резкое противопоставление понятий: предсказуемый – неуправляемый. Только ли в самом ребенке тут дело – в изменениях его личности? А может, вся беда в родителях? В том, что они не готовы принять своего повзрослевшего малыша, что им хочется снова вернуть над ним былой контроль? Нередко родители оказываются не готовыми к абсолютно нормальному и законному требованию трехлетнего ребенка: «Я сам!» А ведь многие вещи ребенок трех лет может уже вполне делать самостоятельно. Пусть не так быстро, как мы, взрослые, но все-таки может. Этому стоит только порадоваться. Но почему-то большинство родителей это лишь пугает.
– Давай помогу! – восклицает мама, глядя на пытающегося зашнуровать ботинки сына.
– Я сам! – уверенно утверждает мальчик.
«Молодец!» – буркнем мы в самом лучшем случае, но все равно будем раздражены. В худшем – начнем кричать на ребенка: «Давай быстрее!» За подобным раздражением, кроме желания сделать все быстрее, таится самый настоящий страх. Страх потери абсолютного контроля, потери собственной значимости для ребенка.
Время для самоуправления.
Начните устраивать дома «дни самоуправления». Пусть это будет определенный день или период до или после сна – неважно. Главное, четко зафиксировать этот период для ребенка с помощью, например, таймера или будильника. Сначала лидером должен побыть ребенок, а вы будете выполнять то, о чем он вас попросит. Если же вы захотите что-то сделать сами, то обязательно просите у него разрешения. Лучше, если в этой игре участвовали все члены семьи, – это подчеркнет семейную целостность для ребенка. Затем власть поменяется – вся семья должна будет выполнять указания нового лидера. Главное условие – на месте лидера должен побывать каждый член семьи. Если кто-то из членов семьи не будет участвовать в игре, то психотерапевтическая ценность его для ребенка резко снижается.
Все меняется.
В это время ребенок трехлетнего возраста заметно меняется. Причем, это не только внешние, но и гораздо более существенные внутренние изменения. У малыша активно развиваются внутренние органы, отмечается видимый резкий скачок физического роста. Значительные перемены претерпевает речь. Ребенок 3 лет уже четко осознает, что он многое может сделать сам, но в то же время он уже понимает, что без помощи взрослого ему не обойтись.
Как себя вести.
На очередное капризное «Я сам!», вместо раздраженного желания подчинить – «Дай! Ты еще маленький, чтобы это сделать!» – остановитесь и искренне похвалите ребенка: «Какой ты уже взрослый!» Вы увидите, какой благодарностью и счастьем засветятся глаза вашего малыша. Ведь вы выскажете вслух то, что он сам чувствует. В такой ситуации ребенку будет проще принять помощь взрослых – ведь его назвали большими и ему не нужно никому ничего доказывать!
Есть ряд объективных, органически обусловленных причин «плохого» поведения трехлетнего ребенка. Как можно справиться с этим? Главное – не довести ситуацию до скандала. Однако, если все-таки началась истерика, то действуйте по определенному плану:
Уведите или унесите малыша оттуда, где он находится.
Сейчас, возможно, лучше оставить его одного на время – за неимением зрителей ребенок быстрее успокоится.
Снимите эмоциональное напряжение своего ребенка парой нехитрых приемов. Дайте малышу мягкий пластилин, пусть он его какое-то время поразминает его в руках.
Предложите ему разорвать газету или любой другой лист бумаги, но делать это надо вместе с ребенком. Можно даже устроить соревнование – у кого меньше получатся кусочки.
Можно также просто помять в руках бумагу – это прекрасное упражнение, развивающее мелкую моторику. Положите малышу на ладошку листок бумаги примерно формата А4, затем предложите «спрятать» его в кулачок. Слегка помогите ребенку, нажав своим пальцем на серединку листка, чтобы бумага деформировалась. По правилам нельзя помогать себе другой рукой. Можете помочь, если малыш не справляется совсем, – накройте и сожмите своей рукой детский кулачок. После можно поиграть в бумажные снежки! Это просто замечательный массаж для ладошек и просто полезное упражнение.
Легкий массаж всегда поможет снять напряжение, особенно после бурной истерики. Есть отличная игра «Ласковый мелок»: вы рисуете пальцем что-то на спинке ребенка, а он потом отгадывает, что вы нарисовали. Но, возможно, эффективней будет, если вы просто пожалеете малыша, обнимете его. В конце концов, этот эмоциональный «взрыв» и был направлен на то, чтобы привлечь ваше драгоценное внимание. Все задания на снятие психического напряжения можно выполнять лишь после того, как ребенок немного успокоится.
Друг и партнер.
Разумеется, не все так уж просто, но главное – положить начало. Пусть у малыша появится несколько постоянных дел, которые он будет выполнять сам. Например, он вполне в состоянии принести утром свои носочки, помочь маме накрыть на стол и после еды убрать за собой посуду и т. д. Не стоит делать за ребенка то, что он прекрасно сможет сделать сам.
Конечно, особенности психологии ребенка в три года таковы, что ему особенно нужна ваша поддержка. Но это должна быть именно поддержка, а не диктат: действия ваши должны быть конструктивными и ожидаемыми для ребенка. В общении со своим малышом вы должны всегда придерживаться ровного тона, не позволяя себе излишне эмоциональной реакции на его поведение.
Не развивайте кризис внутри себя, и тогда этот нелегкий период ваш ребенок сможет преодолеть без потерь и получит массу положительного опыта. Попробуйте принять своего ребенка в качестве друга и партнера – это то, в чем нуждается больше всего.